 |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | | | | |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | |
|
 |
 |
 |
НовостиЛетопись моржового клыка
[28-01-2005] Это первое комплексное DVD издание о косторезном искусстве народов Чукотки, в котором воплотились основные духовные ценности, накопленные чукчами и эскимосами в течение тысячелетий. DVD включает документальный фильм "Летопись моржового клыка" режиссера Алексея Вахрушева, видеодайджест "Мастера Уэлена" и каталог авторских работ уэленских косторезов. Технология издания позволяет выйти в интернет на сайт кострезной мастерской.
Косторезному искусству Чукотки не менее 2 тысяч лет. Начиная с I тысячелетия до нашей эры, морские арктические зверобои крайнего северо-востока Азии создавали из моржового клыка охотничье вооружение, детали костюма, украшения и амулеты.
Косторезное искусство по сей день остается не только органичной частью жизни чукчей и эскимосов, оно является живой нитью, которая соединяет их с бесчисленными поколениями предков - первопроходцев и открывателей Арктики. За более, чем 75 лет в стенах мастерской работало 300 человек чукчей и эскимосов. В фильме использована кинохроника Уэлена с 1917 года.
|
"Табу. Последний шаман" в Академии наук
[28-01-2005] Вчера, 27 января нового года, в Институте этнологии и антропологии Российской Академии наук на общем собрании института в Синем зале Президиума Академии наук с грандиозным успехом прошел показ нового документального фильма "Табу. Последний шаман". Премьера этого фильма с неменьшим успехом сотоялась в декабре 2004 года в Норильске в программе Кочующего Северного Кинофестиваля.
Одно из нганасанских преданий гласит, что однажды к костру, у которого грелся человек, подбежал дикий олень и попросил человеческим голосом спасти его от преследователя-волка. Человек схватил оленя обеими руками и бросил его в костер. Когда тот сгорел, человек вынул обугленные кости, стал ковать их и выковал из них фигуры людей. "От человека, выкованного из оленьих костей, - заключает предание, - произошли нганасаны". Ня - так себя называют нганасаны, маленький народ центрального Таймыра. «Рисованным железом» нганасаны называют шаманские амулеты.
Фильм рассказывает о судьбе последнего нганасанского шамана. Нганасаны, жители центрального Таймыра, - самое северное население Евразии. Всего сорок лет назад они еще кочевали по огромной территории – от горного массива Бырранга до плато Путорана. Советская власть старательно вытаптывала любые воспоминания об их древней культуре, насильно переводя кочевников на оседлость. Шаманы же просто считались диссидентами, их ссылали и расстреливали. Сейчас нганасаны живут в трех маленьких поселках центрального Таймыра. Их всего около тысячи человек. По сути, нганасанская традиционная культура сохранилась только в памяти стариков. Однако в архиве Института этнологии и антропологии РАН сохранились уникальные киноматериалы этнографической экспедиции 1968 года, посвященные двум нганасанским шаманам, проводившим обряд встречи первого снега.
Фильм знакомит зрителей с потомком тех самых шаманов, Леонидом Тубяковичем Костеркиным, и его семьей. Мы узнаем, как устроен быт последнего таймырского шамана, умудрившегося сохранить весь необходимый «арсенал», доставшийся в наследство от отца и деда – знаменитых шаманов. Более того, пытаемся вплотную приблизиться к тайне истинного камлания – домашнего, «для своих». И слышим из первых уст нганасанские песни и древние сказания – на редкость поэтичные и мистические.
Автором сценария выступил этнолог, специалист по народам Таймыра, кандидат исторических наук Николай Плужников. Режиссером и оператором - известный кинодокументралист Никита Хохлов.
|
|
|